Информация об участии делегации ГНУ «ФИПИ» в 11-ой ежегодной конференции Европейской ассоциации оценивания в образовании (AEA-Europe)

Информация об участии делегации ГНУ «ФИПИ» в 11-ой ежегодной конференции Европейской ассоциации оценивания в образовании (AEA-Europe)

В соответствии с решением дирекции ФИПИ, для участия в работе 11-ой ежегодной конференции AEA-Europe была сформирована делегация ФИПИ в следующем составе: заместитель директора О. А. Котова и начальник отдела научно-методической экспертизы и психометрических исследований М. В. Полежаева.
Конференция по теме «Управление процессами оценивания: стратегии и исследования» состоялась 4-6 ноября 2010 г. в Осло (Норвегия). В ее работе приняли участие более 170 специалистов из 26 стран.

Предваряли конференцию 4 мастер-класса:
• использование оценивания для поддержки процесса обучения;
• применение IRT в процессе конструирования тестов;
• установление стандартов оценивания;
• создание тестовых заданий.

В рамках конференции были проведены 6 пленарных заседаний, организована работа 12 секций и 8 круглых столов, представлены 15 постерных докладов. Открывали конференцию приветственные выступления главы департамента оценки министерства образования Норвегии Сив Хильде Линдстром и президента Ассоциации Криса Веттона. С докладами выступили представитель страны-организатора Петтер Скархейм, сотрудник директората Норвегии по образованию и подготовке (с докладом «Политика и исследования в области оценивания в Норвегии») и представитель датского Орхусского университета Свен Эрик Норденбо (с выступлением на тему «Дидактическое использование результатов тестирования»).

Сотрудники ФИПИ приняли участие в мастер-классах, секционных заседаниях и круглых столах по использованию оценивания для поддержки процесса обучения, валидизации результатов и установлению стандартов оценивания. В частности, были обсуждены промежуточные результаты разработки методики установления минимального количества баллов ЕГЭ, проводимой в рамках Тематического плана работ ФИПИ, а также деятельность ФИПИ по валидизации результатов ЕГЭ и ГИА для выпускников 9-х классов. Зарубежные участники обсуждений выразили заинтересованность в представлении опыта и результатов исследовательской деятельности ФИПИ в рамках пленарных и секционных докладов конференции 2011 г.

По сравнению с предыдущими конференциями, очевидна тенденция перехода от обсуждения технических и технологических проблем педагогических измерений к тому, что меняется в самой системе образования с появлением объективных средств оценки; как использовать результаты тестирования в работе учителей и органов управления образованием; как тесты влияют на самооценку и саморазвитие учащихся.

Наибольший интерес участников конференции вызвали вопросы, связанные с определением стандартов оценивания, оцениванием для обучения, валидизацией контрольных измерительных материалов и предъявления ее результатов заинтересованным лицам, а также оценкой различных компетенций обучающихся.
Несколько докладов специалистов CITO (Нидерланды) были связаны с процессом определения стандартов оценивания (выставления границ баллов, соответствующих определенным уровням образовательных достижений). Были представлены методы, основанные на экспертной оценке анализе статистики, а также комбинированные методы, которые чаще всего используется в практике педагогических измерений.

Наиболее значительных результатов в направлении валидизации тестовых материалов добились организации из Великобритании и США, что объясняется большим количеством тестовых агентств и сильной конкуренцией между ними в этих странах. Специалисты показали, как в процессы валидизации вовлекаются сами учащиеся, учителя школ и преподаватели вузов. Одним из актуальных направлений исследований является консеквентная валидность - оценка влияния на систему образования и последствий внедрения тех или иных форм оценки результатов обучения.

По проблемам оценивания для обучения было сделано несколько докладов, посвященных помощи учащимся в рефлексии результатов оценивания. Сделан вывод, что в компьютерных тестах наилучшей стратегией является немедленное предъявление правильного ответа и детализированный анализ результатов в конце тестирования.

Сотрудники Cambridge Assessment и NFER (Великобритания) представили свои исследования по качеству экспертной оценки эссе и других заданий с развернутым ответом, в том числе программное обеспечение, позволяющее оценить для каждого эксперта согласованность его баллов с другими экспертами и эталонными баллами (для некоторых, специально подобранных работ), изменение со временем строгости его требований к работам, использование шкалы баллов и влияние опытности эксперта на все вышеперечисленное.

12-я ежегодная конференция AEA-Europe состоится 17-19 ноября 2011 г. в Белфасте. Дополнительную информацию и материалы конференции можно найти по адресу http://www.aea-europe.net .

* Европейская ассоциация оценивания в образовании (AEA-Europe) была образована в 2000 г. В настоящее время она объединяет около 40 организаций и более 100 индивидуальных членов, представляющих ведущие европейские учреждения и специалистов по оценке в области образования. Одной из целей деятельности Ассоциации, заявленной в уставе, является «предоставление платформы для обсуждения процессов развития в области педагогической оценки, способствование сотрудничеству и укреплению связей между организациями и отдельными лицами, активно участвующими в процессах оценивания в области образования во всей Европе».