ЛИТЕРАТУРА. Обсуждение демонстрационной версии

Уважаемые коллеги!

Специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) подготовили документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ 2008 г., которые по большинству предметов не подверглись существенному обновлению (изменения внесены в демонстрационные версии экзаменационных работ). Концептуальные изменения коснулись только ЕГЭ по литературе.

ФИПИ организует апробацию новой экзаменационной модели по литературе и ее обсуждение в профессиональных и общественных кругах.

Предлагаем Вам познакомиться с информацией об изменении экзаменационной модели ЕГЭ по литературе 2008 года, демонстрационной версией и спецификацией экзаменационной работы по литературе ЕГЭ 2008 г.
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении новой модели ЕГЭ по литературе 2008 г.
Свои замечания и предложения просим направлять по электронному адресу ученому секретарю ФИПИ Зининой Елене Андреевне zinina@fipi.org.

Информация об изменении экзаменационной модели ЕГЭ по литературе 2008 года

Новая версия ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. С этой точки зрения наименее эффективными показали себя задания с выбором ответа, структура которых не учитывает особенности литературного анализа, далеко не всегда предполагающего выбор единственно правильных», обобщенно-формализованных ответов. Использование в заданиях указанного типа т.н. ложных дистракторов (неверных ответов) применительно к литературе может привести к их актуализации в памяти учащихся в ущерб подлинно верным представлениям.

В большей степени при работе с художественным текстом эффективно использование заданий с кратким ответом, проверяющих знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.). Однако наиболее важной, «несущей» конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.

В новой версии заданий с развернутым ответом семь. К каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов (фрагмент эпического или драматического произведения, текст лирического произведения) отнесено три задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений. Первое из них затрагивает проблематику произведения или фрагмента, его место и роль в произведении, второе – средства художественного воплощения авторской идеи (с опорой на материал заданий с кратким ответом), третье требует включения анализируемого материала в литературный контекст. Таким образом обеспечивается «ступенчатая» схема разбора (от проблематики и авторской идеи – к средствам их художественного воплощения и далее – к определению места данного автора в литературном процессе, перекличка его произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям).
В заключительной части работы экзаменуемый выполняет наиболее объемное задание, предполагающее создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса (одного из трех предложенных по выбору). Эта часть неизменно присутствовала во всех предыдущих версиях ЕГЭ по литературе.

Подобная комбинация заданий призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций- читательских, литературоведческих и речевых.

Проект демонстрационной версии и спецификации за 2008г. по литературе Вы можете найти в присоединенных файлах.