Семинар "Результаты опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования" (09.10.2013)

8-9 октября 2013 года состоялся семинар «Результаты опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации». Мероприятие проводилось в рамках выполнения государственного контракта № 03.Р20.11.0029 от 12 августа 2011 года.

В работе семинара участвовали 152 специалиста из 29 субъектов РФ (заведующие и специалисты дошкольных образовательных организаций (ДОО), сотрудники органов управления образованием субъектов РФ, специалисты по педагогическим измерениям).

На семинаре подведены итоги опытного внедрения модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, в котором приняли участие 511 ДОУ из 39 субъектов РФ, 619 организаторов, 39308 детей, а также были определены направления совершенствования модели на перспективу:
• форм и инструментов оценки качества дошкольного образования;
• нормативной базы, связанной с качеством дошкольного образования;
• интеграции подходов к оценке качества дошкольного и начального образования;
• рекомендаций по внедрению модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования.

Многократно было подчеркнуто, что инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и инструменты для оценки готовности детей к школе не используются для проведения аттестационных процедур, не применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности ДОО, не применимы к детям с ограниченными возможностями здоровья

На семинаре были представлены следующие доклады (презентации прилагаются):
1. Решетникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, директор ФГБНУ «ФИПИ» «О ходе и итогах опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации».
2. Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета «Результаты опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации».
3. Левинская Мария Александровна, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ» «Направления совершенствования технологии обработки результатов процедур оценки качества дошкольного образования с использованием компьютера».
4. Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета «Направления совершенствования инструментов фиксации индивидуального развития ребенка и инструментов для оценки готовности детей к школе».
5. Евдокимова Людмила Анатольевна, проректор по учебно-методической работе Государственного автономного образовательного учреждения Калининградской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Об апробации инструментов для оценки готовности детей к школе и преемственности в оценке качества дошкольного и начального образования (из опыта работы системы образования Калининградской области)».
6. Гогоберидзе Александра Гививна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена; Виктория Александровна Новицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена «О подходах формирования методических рекомендаций по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования».
7. Чистякова Наталия Дмитриевна, старший научный сотрудник отдела экспертизы программ (дошкольный сектор) Института развития образования Пермского края, координатор апробации по Пермскому краю «Итоги двухлетней апробации модели проведения процедуры оценки качества дошкольного образования в Пермском края».
8. Иванникова Людмила Анатольевна, методист научно-методического отдела КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2» «Возможности применения модели оценки качества дошкольного образования при разработке регионального варианта».
9. Матвеева Светлана Вениаминовна, заведующий МБДОУ детский сад 42, Мурманская область г. Апатиты, Шемелюк Татьяна Ивановна, заместитель заведующего МБДОУ детский сад 42, Мурманская область г. Апатиты «Инструменты комплексной самооценки дошкольной образовательной организации».
10. Лидухен Юлия Александровна, заведующий ГБОУ детский сад № 2658 г. Москва «Проведение мониторинга дошкольников в свете Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ».
11. Волосовец Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, профессор, директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: цели, задачи, особенности апробации и внедрения».

С развернутыми сообщениями выступили:
- Нифонтов Виталий Иванович, к.хим.н., начальник отдела мониторинга качества образования Муниципиального бюджетного учреждения информационно-методического центра «Екатеринбургский Дом Учителя»;
- Багаутдинова Светлана Файзрахманова, к.п.н., декан факультета дошкольного образования, профессор кафедры управления образованием Магнитогорского государственного университета.

По итогам работы семинара дана положительная оценка модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, мероприятиям по её опытному внедрению, перспективам дальнейшего использования апробированных материалов в субъектах РФ.

Участники семинара были единодушны в следующих выводах:
• процедура оценки не противоречит действующей нормативной базе;
• модель применима в ситуации разнообразия образовательных программ;
• модель совместима с региональными подходами к оценке качества дошкольного образования и может быть использована при разработке региональной системы оценки качества дошкольного образования;
• модель функциональна, охватывает необходимые аспекты деятельности ДОУ (оценка программы, условий, удовлетворенности родителей, индивидуального развития детей)
• инструментарий имеет широкий диапазон параметров, позволяющих комплексно и стандартизировано оценить качество дошкольного образования, динамику развития детей дошкольного возраста;
• модель может быть доработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.