Методика формирования и оценивания базовых навыков, компетенций обучающихся по программам основного общего образования по обществознанию, биологии, физике, химии, необходимых для решения практико-ориентированных задач
Объектом исследования являются предметные методики, направленные на формирование у обучающихся по программам основного общего образования базовых навыков, компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач по обществознанию, биологии, физике, химии.

Цель исследования — формулирование концептуальных подходов к формированию у обучающихся по программам основного общего образования базовых навыков, компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач по обществознанию, биологии, физике, химии, и их оцениванию.

Задачи исследования: описание теоретического конструкта «практикоориентированная задача»; выявление базовых навыков, компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач по обществознанию, биологии, физике, химии; формулирование подходов к формированию данных базовых навыков, компетенций; анализ возможностей использования валидных стандартизированных средств для оценивания сформированности рассматриваемых базовых навыков, компетенций.

Значимым методом исследования является анализ дидактических и принятых в предметных методиках преподавания обществознания, биологии, физики, химии подходов к определению понятий «задача» и «практико-ориентированная задача», построению типологии задач. С учетом глобальных компетенций и задач формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы дано описание круга базовых навыков, компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач по обществознанию, биологии, физике, химии. Проводился анализ возможностей использования валидного инструментария всероссийских проверочных работ, основного государственного экзамена, международных сравнительных исследования (PISA) для формирования и оценивания базовых навыков, компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач по обществознанию, биологии, физике, химии.

Результаты исследования могут быть использованы в системе общего образования Российской Федерации, практике работы региональных институтов развития образования и институтов повышения квалификации учителей, педагогических вузах.






Методическая копилка ФИПИ

Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности

Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Разработаны 485 заданий по истории, обществознанию, биологии, физике, химии, разработанные на основе межпредметных подходов к изучению русского языка с целью повышения уровня владения русским языком как основы культурного и образовательного единства.