Версия для слабовидящих
 
 
Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • Вопрос:
    Какие задачи решает итоговое сочинение?
    Ответ:
    Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
  • Вопрос:
    Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
    Ответ:
    При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
    Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.
  • Вопрос:
    На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
    Ответ:
    В критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).
  • Вопрос:
    Что собой представляют темы итогового сочинения?
    Ответ:
    Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
  • Вопрос:
    Итоговое сочинение — это сочинение по литературе?
    Ответ:
    Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. По критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» проверяется «умение строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала». Не предполагается проведение литературоведческого анализа произведений, но участник вправе применить и такой анализ при раскрытии темы.
  • Вопрос:
    Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
    Ответ:
    В критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы».
  • Вопрос:
    В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
    Ответ:
    Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 «соответствие теме» и № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке); выдержать объем (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
  • Вопрос:
    В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
    Ответ:
    Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
  • Вопрос:
    Будут ли темы итогового сочинения сформулированы только в виде вопроса?
    Ответ:
    Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса
Для экспертов, проверяющих работы:
  • Вопрос:
    Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации?
    Ответ:

    Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

    1. Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям № 1 — № 5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
    2. Если за сочинение по критерию № 1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям № 2 — № 5 не проверяется. В клетки по требованию 2 и всем критериям оценивания выставляется «незачет».
    3. Если за сочинение по критерию по критерию № 1 выставлен «зачет», а по критерию № 2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям № 3 — № 5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания № 3 — № 5 выставляется «незачет».
    Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет"/"незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил «зачет» на основании «зачетов» по критериям К1, К2, К3).
  • Вопрос:
    Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет?
    Ответ:
    Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.
  • Вопрос:
    Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения?
    Ответ:
    Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.
  • Вопрос:
    Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее такая традиция была)?
    Ответ:
    Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:"ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.
  • Вопрос:
    Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
    Ответ:
    В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В критерии № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст)».

    О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

    В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).

Какие задачи решает итоговое сочинение? Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.